Если после 13 июня 2023 года вы попадёте в Ригу, пойдёте в Театральный музей Эдуарда Смильгиса, и там вам будет поддувать холодком, извините, в задницу или по ногам, не удивляйтесь — так теперь надо. Это предложение воспринять театральное искусство «с другого ракурса».
А если вы при этом ещё и снимете штаны с исподним, то тогда слияние с гениальным и новым, модерновым в сочетании с ретро на стенах этого театрального музея вообще будет полным. Через голую задницу оно, очевидно, сильнее и совсем по-европейски заходит. Кроме того, вас там могут ещё и ещё раз, извините, трахнуть. Не только в мозг, но и в прямом смысле.
И просто хотелось интереса ради узнать, что подумал бы и что сказал бы по этому поводу сам Эдуард Смильгис (1886—1966), латвийский и советский актёр, театральный режиссёр, народный артист Латвийской ССР (1947) и СССР (1948), лауреат Сталинской премии второй степени (1947), офицер и командор ордена Трёх звёзд (высшая государственная награда Латвии), ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почёта».
Очень достойным и знаменитым для Латвии человеком был этот самый Смильгис. Начинал как один из буржуазных основателей национального латышского театрального искусства в Новом Рижском и Новом Латышском театрах в Петрограде, а закончил, как коммунистический. Вошёл в состав 6-го красного Латышского стрелкового полка, где принимал участие в создании театра, именовавшегося Коммунистическим. В 1920 году организовал, рижский театра «Дайлес», с 1940 года — Художественный театр Латвийской ССР имени Яниса Райниса, где был актёром и 44 года, до 1964 года, главный режиссёром и художественным руководителем.
Именем Смильгиса в Риге названа улица, на которой и находится упомянутый в начале Музей Театра его имени, занимающий весь красивый трёхэтажный дом, в котором есть также и зал с театральной сценой. Экспозиция музея театра посвящена истории латышского театра, начиная с его истоков и заканчивая сегодняшним днём.
Как утверждают справочники, для большинства его постановок характерны монументальность, героико-романтическая направленность, ясность сценической интерпретации, яркая театральность. И вдруг — на тебе: сегодняшний день принёс сплошную обнажённую натуру. И актёров и — не удивляйтесь! — зрителей.
Да-да, все должны быть голяком! Известная (кому?!) венгерская танцовщица и хореограф Марта Ладжански 13 июня сего года представит танцевальное шоу под названием «Let MeC_natur». В рамках фестиваля современного танца «Laiks dejot 2023».
По словам Ладжински, участие зрителей в шоу является неотъемлемой частью новой концепции, поэтому перед началом представления они должны снять свою одежду. Полностью. Такой подход позволяет зрителям рассмотреть и почувствовать шоу с новой перспективы. Тот самый «новый ракурс».
Перед покупкой билетов на шоу людей призывают ознакомиться с правилами (цитирую без изменений):
— покупая билет, вы соглашаетесь посмотреть спектакль голышом;
— в мероприятии могут участвовать только обнажённые зрители (все участники шоу также будут голыми);
— после проверки билетов вас проводят в зал, где вы разденетесь, а затем проводят дальше;
— возьмите с собой полотенце, чтобы сидеть на нём во время представления.
Во как! А интернет-ресурс «Срочная новость» в сети «Одноклассники» дополняет: в любой момент вы должны быть готовы к тому, что с вами займутся сексом.
Последний пункт вызвал живейшее обсуждение пользователей: «ОбХультурились конкретно», «Какой же это спектакль… — это обычная оргия. И это называется культурой???», «Не понимаю, зачем ждать, начните прямо с вешалки. А там и артисты подтянутся», «Я так поняла — что цель — не спектакль. А последний абзац!», «Чтобы не сидеть на стуле голой попой, возьмите с собой полотенце, мда, может бабушке билетик подарить?», «Супер, сносим памятники поэтам, а потом голой ж…ой в театр. Новые устои общества».
Да, интересный народ у нас, его ничем не проймёшь, а плюрализм мнений так просто зашкаливает.
Но ничего удивительного в этом, увы, нет. Во всём так называемом прогрессивном западном мире июнь — месяц ЛГБТ-гордости, когда все, воспринимающие женитьбу мексиканского тушканчика-трансгендера на канадском бобре-трансвестите за высшее проявление свободы духа, должны всячески, как могут, поддерживать извращенцев. И на Западе поддерживают-таки. Гордиться должны все, даже те, кто поддерживает традиционные отношения и ценности. Так в американских и европейских магазинах и появился ЛГБТ-корм для собак. И этим много сказано.
Но не всё. В Сан-Франциско, например, шериф, полицейские и пожарные водрузили на флагшток своего участка знамя ЛГБТ. Наряду с госфлагом США. И одинаково им салютуют и отдают честь. В США уже шутят: вот и думают реднеки (консервативные американцы, приверженцы семейных традиций) — не дай Бог случится пожар, звонить таким или, чёрт с ним, пусть уже само догорает?!
А посольство США в Ватикане в честь месяца ЛГБТ-гордости вывесило радужный флаг на своём здании. И официально заявило: «Посольство США в Святом Престоле поддерживает сообщество ЛГБТ против дискриминации и других форм преследования из-за того, кем они являются и кого любят». Забыв, кстати, что сказано о педиках в Священном писании…
Но не суть. Не обошлось и без конфузов. Например, полицейские Нью-Йорка наклеили на свои машины различные радужные наклейки, на которых, среди прочего, было написано «All Colors are Beautiful» (Все цвета прекрасны). И как у американцев водится, сократили всё до абревиатуры — АСАВ, изготовили соответствующие наклейки и обклеили ими свои автомобили.
Красиво? Бесспорно. Но только потом до копов и до всей Америки дошло: АСАВ ещё расшифровывается и как устоявшееся «All Cops are Bastards». То есть «Все полицейские — ублюдки!». Такой аббревиатурой все привычно пользуются в Штатах, чтобы ругать полицейских. И вот что теперь делать нью-йоркским полицейским, если над ними ржёт вся консервативная часть Америки?
…Ну а возвращаясь в Ригу на предстоящий спектакль голых в Музее Тетра Эдуарда Смильгиса, хочется напомнить, что сам режиссер получил Сталинскую премию в 1947 году за постановку спектакля народного поэта Латвийской ССР Яниса Райниса «Огонь и ночь», написанного по мотивам латышского народного эпоса о Лечплесисе. Народном же герое, который боролся за латышей и свободу их духа со всякими захватчиками и поработителями.
Но, кажется, рухнула связь времен. Вот узнал бы Лачплесис, за кого он боролся и доборолся, а Иосиф Сталин – о том, что будет твориться в театре имени лауреата премии его имени. И вот так даже не страшно, а иногда очень противненько многим становится жить…