Моя племянница, живущая в Риге, прислала мне фото памятника императору Петру I, который установлен в Юрмале на частной территории, со словами: «Вот бы было хорошо, если бы и памятник Пушкину тоже кто-то у себя на участке в Юрмале вот так поставил…».
И понятно, чем вызвана её горечь. Желая традиционно подсуропить русскоязычному населению, власти Риги 30 мая сего года убрали на склад последний памятник русскому поэту Александру Пушкину, установленный в парке имени видного латышского педагога и публициста Атиса Кронвальда.
Сначала его хотели убрать к 9 мая, чтобы вокруг него не собирались русскоязычные граждане Латвии ко Дню Победы. Теперь подгадали под 6 июня — день рождения поэта и Международный день русского языка. И убрали.
А простоял он там всего 14 лет. Его открыли в 2009 году. Хотя задумывали к 1999 году, к 200-летию со дня рождения. Но понадобилось ещё 10 лет, чтобы добиться установки. Заведомо с нарушениями правил установки памятников. Это, похоже, и подразумевалось — нарушить законы, чтобы потом использовать это как повод для вандализма. Так и получилось. Совет по сохранению и развитию рижского исторического центра и государственная инспекция по защите памятников культуры не согласовали размещение памятника в парке Кронвальда и порекомендовали перенести его в другое место — так звучит обоснование сноса: мол, до этого года нахождение скульптуры в парке было нарушением нормативов.
Памятник перенесли на склад, чтобы позже передать его музею Союза художников Латвии, с которым достигнута договорённость о хранении скульптуры и будущей её экспозиции.
И теперь в Риге от Пушкина остался лишь небольшой установленный в 1990 году к её 180-летию скромный бронзовый бюст Анны Керн, женщины, которой поэт и написал знаменитое «Я помню чудное мгновенье…». И писал Пушкин это в Ригу, где тогда жила Анна с нелюбимым мужем, генералом Ермолаем Керном, в то время комендантом города. Бюст «чудного мгновенья» стоит у православной церкви Петра и Павла в рижской цитадели, где неподалёку и жили супруги Керны. И латыши его пока не трогают.
Указанный же памятник императору Петру I авторства Густава Шмидта-Касселя был торжественно открыт в Риге, столице Лифляндской губернии, 4 июля 1910 года в честь 200-летия со дня вступления в город императорской армии.
И вся история создания и открытия памятника говорит о, как минимум, двух явлениях, которые сегодня в охваченной русофобией Латвии изжиты напрочь. Во-первых, было время, когда и латыши были благодарны российскому императору за то, что дал им возможность в составе империи развивать своё национальное самосознание и сохраниться. Как народу, а потом и нации, которая именно на обломках России получила свою государственность. Впервые в своей истории такую масштабную.
Памятник Петру I было решено создать и открыть в декабре 1908 года на добровольные пожертвования граждан. И, следите за руками и датами, в считанные месяцы удалось собрать 87 236 рублей 89 копеек, что по курсу начала XX века было довольно крупной суммой. Причём 28 000 рублей передал город Рига, 18 000 рублей пожертвовало лифляндское рыцарство, а 12 000 рублей собрали представители ландрата, то бишь местного латышского самоуправления. А значит, большинство частных жертвователей были латышами: личность Петра I пользовалась тогда воистину всенародной любовью. За возможность, повторяю, быть латышами. Равноправными и свободными по меркам империи, разумеется.
Во-вторых, точно так же к императору Петру относилось и остзейское (прибалтийско-немецкое) рыцарство, которое в империи получило те же права, что и русское дворянство, и тоже процветало, и развивалось уже в русском контексте.
Это сейчас потомки тех немцев свысока поплёвывают на Россию и русских, а тогда их предки понимали, что если русские захотят, то от них, таких гордых и на всю голову рыцарских, и мокрого пятна не останется.
Если верить «Википедии», с началом Первой мировой войны началась и удивительная, похожая на приключения страданий история памятника императору. В 1914 году его была решено снять и отправить в тыл, в Россию, от греха подальше. Через год конный памятник сняли с постамента, погрузили на корабль «Сербино», ходивший под английским флагом. Однако у острова Вормси Моонзундского архипелага «Сербино» был атакован немецким эсминцем и потоплен. Статуя вместе с кораблём на целых почти 20 лет ушла на дно.
А то место, на котором она стояла в Риге, облюбовали уже новые строители Латвии и пригребли его себе. Сначала снесли пустующий постамент, а потом чуть выше него установили Памятник Свободы — главный монумент Латвии архитектора Эрнеста Шталберга и скульптора Карлиса Зале. Остатки камней пошли для сооружения монумента защитникам Риги (Судрабкалныньш) в Иманте в 1919 году.
Однако в 1934 году памятник Петру I на дне Балтики обнаружил эстонский водолаз-профессионал Антон Нигола и поднял со дна моря и судно «Сербино», и памятник. Сохранились все детали, кроме конских ушей. И Рижская городская управа выкупила памятник за 15 тысяч тогдашних эстонских крон (сейчас это 75—90 тыс. евро).
Но оказалось, что тогдашние эстонцы — те ещё дайверы: чтобы поднять памятник со дня моря, они сдвигали его с места взрывчаткой, заложенной под брюхо коня. Это разорвало памятник почти пополам и фрагментировало его.
В итоге рижские чиновники так и не договорились, как восстанавливать и где устанавливать памятник, и отдали его на хранение в крестовую галерею Домского собора, где он и пролежал всю Вторую мировую войну.
После войны его перенесли на склад Управления благоустройства Риги, где он и пролежал до 25 сентября 1977 года, когда тогдашний Рижский горисполком принял очередное решение о восстановлении памятника. Но дату определили не точно — к 1990 году. И его опять забыли. А потом и начался развал СССР.
Однако на памятнике императору это сказалось благотворно. В 1989 году бывший советский офицер Станислав Разумовский забрал памятник с полузаброшенного склада на окраине Риги, перевёз на территорию советской войсковой части и попытался его собрать и восстановить. К тому времени уже было утрачено много деталей — оба бедра всадника, правая рука, нижняя челюсть, сбруя и другие.
Странно повели себя в 1997 году и эксперты из Санкт-Петербурга, которые признали памятник непригодным для реставрации. И потому с реставрацией у офицера ничего и не получилось, и его попросили убраться с территории части вместе с памятником.
И только в 1999 году рижский предприниматель Евгений Гомберг предложил Рижской думе восстановить скульптуру на собственные средства. Он заказал реставрацию, и в пустовавшем цехе бывшего Рижского вагоноремонтного завода петербургские литейщики мастерской Дениса Гочияева собрали остатки скульптуры. Скульптор Алексей Мурзин по сохранившейся авторской модели вылепил утраченные детали, которые отлили в Санкт-Петербурге. Российское посольство в Латвии передало голову Петра, которую ещё офицер Разумовский передал туда на сохранение. И 17 августа 2001 года памятник был выставлен на обозрение во всё том же парке Кронвальда на берегу Рижского канала.
Но к тому времени серьёзные проблемы с головой и русофобией появились уже у многих чиновников из рижских властей. Комиссия Рижской думы оштрафовала Гомберга на 25 латов, обвинив его в самоуправстве. И он увёз памятник на автостоянку своего предприятия Teikas Nami, где он находился следующие 19 лет, оставаясь при этом собственностью Рижской думы.
В 2020 году Евгений Гомберг, по согласованию с Рижской Думой, перевёз памятник Петру I на территорию возле своего особняка в Юрмалу, где он теперь хорошо доступен для обозрения. Там его и увидела моя племянница.
Справочники говорят, что в Риге были ещё два памятника Петру I, но они тоже были разрушены ещё в годы Первой мировой войны. И Сталина, увы, не хватило, чтобы их восстановить, а благодарные латыши что-то закончились. Нет их и сейчас. Зато крепнет уверенность, что если русские опять не спасут, то скоро закончатся в Латвии и все латыши — переедут на заработки на Запад…