Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Любите ли вы автомобильные гонки? Эффектные новинки и раритеты, серийные и уникальные машины, матёрые профи и нахальные новички, клубы пыли и брызги дождя – что может быть более захватывающим? Так вот, закулиса этого процесса бывает ещё интереснее. Некоторым кажется, что вообще можно обойтись одной закулисой, поэтому официальных гонок в России становится меньше и меньше… Царьград разбирается в странной ситуации, сложившейся в русском автокроссе.

 

Всё осталось по-прежнему?

17 января 2023 года Царьград опубликовал тревожную новость о проблемах, которые неожиданно встали перед автоспортом нашей страны. С тех пор ситуация изменилась – к сожалению, в худшую сторону.

Напомним, что в распоряжении Царьграда оказалось письмо, подписанное в ноябре 2022 года руководителями восьми автомобильных федераций Поволжья и Урала. Суть претензий состояла в диктаторском стиле работы главы Комитета кросса и ралли-кросса Алексея Филимонова, в беспричинном отказе от проведения этапов чемпионата России на Урале, в многократных нарушениях регламентов подготовки и проведения соревнований.

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Первая страница «письма раздора». Источник: Царьград

И вот – долгожданный результат. С опозданием более чем на месяц состоялось заседание Совета РАФ, на котором были продлены полномочия Алексея Филимонова и утверждён предложенный им календарь.

Официальный протокол заседания Совета не опубликован, но, по сведениям Царьграда, за продление полномочий Филимонова проголосовало 9 человек, включая президента РАФ Виктора Кирьянова, против – 4. За «филимоновский» календарь практически без Урала – 8 против 5.

Времена меняются

Евгений Фомичёв, один из подписавшихся под «письмом раздора», 20 лет возглавлял Свердловскую федерацию автоспорта, а сейчас её исполнительный директор подчёркивает: в календаре осталось всего 8 гонок, из них четыре – в зоне, приближенной к СВО. Причём соревнований грузовиков уже попросту нет:

Даже Кирьянов на награждении после заседания Совета, в своей, так сказать, тронной речи заявил, что обеспокоен отсутствием грузовиков. 2023 год в этом смысле вообще будет критичным – никто не хочет ехать. Они как спасательный круг кинули Кургану вариант проведения этапа чемпионата России, но там возникла проблема с промоутером, принадлежащим жене Филимонова. Филимонов заявил, что не хочет «ложиться под Курган и выполнять его хотелки» – он считает, что у него отнимают деньги. Творит что хочет. Я ему уже пять лет руки не подаю.

Но, как выяснилось, пока шла борьба за власть в комитете, обделённые федерации сложа руки не сидели. Старая мудрость о спасении утопающих в данном случае звучит так: «Не можешь получить соревнование от федерации – организуй его сам». Фомичёв сообщил Царьграду следующее:

Вряд ли в Кургане будет официальный этап, зато на Урале пройдёт четыре этапа грузового кросса в рамках Кубка Евразии. Это совершенно новое соревнование, которое мы сейчас организуем как альтернативу турнирам Филимонова, чтобы Урал вообще не остался без автоспорта. Вчера вот (23 января) посвятили Кубку Евразии весь день. Там будут активно задействованы Курганская, Тюменская, Свердловская и Челябинская области, а также Пермский край.

На вопрос корреспондента Царьграда, можно ли воспринимать эти планы как раскол в русском автоспорте, Евгений Иванович, чуть поколебавшись, ответил: «Думаю, что да». Но добавил, что это, безусловно, нездоровая ситуация, поэтому для её нормализации сейчас готовятся обращения в Минспорта и Минюст с просьбой дать правовую оценку событиям в Российской федерации автоспорта и в Комитете кросса и ралли-кросса в частности.

Президент Федерации автоспорта Ханты-Мансийского автономного округа Радик Ахматзанов, также подписавший письмо, пояснил нам свою позицию:

Комитет кросса по необоснованным причинам запретил проводить соревнования в Уральском федеральном округе. Оставили немного, но гораздо меньше, чем было традиционно, не один десяток лет. Тюмень, Курган, Сухой Лог – ничего нет. Всё перенесено на Запад, наши спортсмены лишаются домашних трасс. Мы в ХМАО только начинаем развивать автокросс, но если это направление в Уральском округе закрывается, то и вообще развитие автоспорта дальше за Урал прекращается. Как мотивировать спортсменов всего Востока страны, для которых выезд на Запад является неподъёмным даже чисто материально, ведь каждая гонка – это не один десяток тысяч рублей? Прекращая соревнования за Уралом, комитет покушается на развитие автоспорта в целом по России. Дальше – пустота.

Председатель Курганской областной федерации автомобильного спорта Леонид Сергеев подробно изложил Царьграду историю взаимоотношений руководства Комитета кросса и региональных федераций: этот интереснейший разговор заслуживает отдельной публикации. В сжатом виде свои претензии к Алексею Филимонову он изложил следующим образом:

Наша основная претензия к Комитету кросса и ралли-кросса такова: Уралу поставлены совершенно невыгодные условия для проведения соревнований. Нам не нужно какое-то вмешательство, нам нужна помощь. Если вы хотите помочь – помогите, но не нужно брать с нас в пользу промоутерской компании, к тому же аффилированной с главой комитета (об этом ниже – ред.), деньги, которыми мы и без того не владеем, гроши какие-то, копейки собираем для существования. И второе – из многолетнего опыта работы – соревнования в удалённом регионе должны проводиться как минимум на двух этапах, например, Курган и Тюмень. Иначе соревнования невыгодны и несут полный убыток – спортсмены просто не поедут, особенно в классе грузовиков, где перевозки очень дороги.

Под контролем большого капитала

Интересная деталь: на Совете присутствовал основной акционер «Уралхима» Дмитрий Мазепин, отец скандально известного гонщика и сам человек очень сложной репутации (Царьград подробно разбирал его попытку влиять на белорусскую внутреннюю политику). По мнению Фомичёва, это означает, что группа олигархов планирует взять автоспорт под свой непосредственный контроль, лишив федерацию даже иллюзии независимости. Не берёмся сейчас однозначно говорить, что это плохо: автоспорт – удовольствие очень дорогое, зарубежных заработков у наших инженеров и пилотов больше нет, так что если очень богатые люди потратят часть своих капиталов на поддержку чемпионата России, беды не будет. Лишь бы соблюдался спортивный принцип, дух соперничества, лишь бы победители определялись в честной борьбе, а не по факту родства с тем или иным деятелем.

Легко предположить, что моложавый, энергичный, бизнес-ориентированный Алексей Филимонов намного ближе и понятнее «хозяевам денег», чем руководители каких-то федераций из глубинки, которым зачем-то хочется проводить у себя соревнования.

Красный свет для Урала

В разговоре с Царьградом Алексей Филимонов отреагировал на часть выдвинутых требований и обвинений. Так, например, авторам письма не нравится, что промоутер соревнований по кроссу ООО «Автолайн 136» принадлежит супруге Филимонова Екатерине Сакуте. Алексей Александрович, однако, не видит в этом проблемы:

По «Автолайн 136» – я не вижу никакого конфликта интересов в том, что промоутером состязаний является фирма, принадлежащая моей супруге. Договор существует с 2019 года и предусматривает взаимоотношения до 2025 года. Компания занимается публикацией трансляций, рекламой, онлайн-продвижением и при этом платит федерации деньги за коммерческие права. В чём конфликт – в том, что семья больше денег тратит?

Глава комитета обладает недюжинным красноречием:

В письме пишут, что этого договора никто не видел. А зачем его видеть? Это договор между «Автолайн 136» и Российской автомобильной федерацией. Знаете, у вас есть договор на подключение электроснабжения вашей дачи – я его тоже не видел. Был бы собственником дачи – видел бы. У этого договора есть два субъекта, а федерациям разослали информационное письмо. И с 2019-го, даже с 2018 года никто никогда не задавал вопросов.

Главной причиной возникновения претензий Филимонов считает сокращение числа этапов чемпионата России по автокроссу, проводящихся на Урале: организатору больше по сердцу европейская часть России. Один из инициаторов письма, вице-президент Челябинской федерации автоспорта Дмитрий Кузнецов, рассказал Царьграду о сути этих претензий. Ранее на трассах в Челябинске, Сухом Логу (Свердловская обл.), Кургане и т. д. проходили этапы чемпионата России, были выданы соответствующие лицензии. Поэтому отказы по причине какого-то несоответствия, уверен Кузнецов, – это как минимум лукавство. В Кургане проходил этап чемпионата России на грузовиках, тоже с выдачей лицензии.

Филимонов поясняет:

Уральские организаторы изъявили желание провести соревнования. Им никто не отказал, просто были определённые требования. Курган на что обижен? Проводили они всегда соревнования, собирали по 5 по 8, по 10, как они анонсируют, тысяч зрителей, по 200-300 рублей билеты продавали. А тут пришёл промоутер, который сказал – дайте смету на свои соревнования, мы её оплатим. Смету не дали. Челябинск дал смету, но по этой смете можно два соревнования провести. Зачем проводить в Челябинске, если там дорого?

Последний аргумент вызвал недоумение у Дмитрия Кузнецова:

Мы предоставили все документы, которые запросил у нас комитет, а когда нам всё равно отказали, написали официальное письмо на имя исполнительного директора федерации Сергея Сироткина с просьбой разъяснить ситуацию, потому что мы вообще не просили денег. У нас есть поддержка и правительства области, и частных инвесторов, которая покрыла бы все затраты, как, собственно, было и в 2022 году. То есть очень странное основание для отказа получилось. Кстати, ответа от федерации на наше обращение мы так и не получили.

Так или иначе, но традиционных уральских этапов чемпионата России в календаре на 2023 год действительно не оказалось. Несмотря на то что их проведение не стоило бы комитету и федерации ничего. Но, очевидно, не дало бы и запланированной прибыли.

Регата на внедорожниках

Зато этапы на юго-западе России, активно поддержанные Алексеем Филимоновым, запомнятся их участникам навсегда. В первую очередь – Воронеж и Гуково (Ростовская область).

Что случилось на октябрьском этапе в Воронеже? В родном регионе при активной поддержке Алексея Филимонова построили абсолютно новую трассу. Эту трассу, по нашим сведениям, никто не осматривал, никаких соревнований до этого на ней не проводилось, хотя такое требование содержится в Спортивном кодексе (хотя допускаются и исключения). Более того, ввиду погодных условий трассу не успели доделать, и в итоге люди приехали на финальный этап – а он обязателен для участия всех спортсменов, которые хотят получить очки в зачёт чемпионата, – и они оказались, мягко говоря, в тяжёлых условиях. Стационарных судейских постов не было, покрытия тоже никакого. Об этом говорили и писали далеко не только уральские спортсмены, но и все гости этапа. Тут не надо ходить ни к какому специалисту – всё видно на фотографиях и видеозаписях. Машины просто тонули в грязи, хотя правила ясно гласят: трасса не должна быть метеозависимой.

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Трасса в Воронеже. Фото: Царьград

Филимонов уверен, что всё было в порядке:

Была лицензия на трассу. Я не являлся судьёй, я был организатором. Была коллегия спортивных комиссаров, которая провела инспекцию трассы, а в то же время Комитет по трассам и безопасности оформил лицензию на укороченную трассу. Да, мы ездим по грунту, форс-мажорные погодные условия сказались. Неделю до гонки лил дождь, всю трассу смыло. Да это было изначально понятно, что это будет неровно, но она проходимая, люди выбирали траектории. На этой гонке есть победители, практически все финишировали, ну а кто там заехал в лужу из детских классов, попал неудачно в яму – конечно, они делают негативные высказывания. Я бы никакому организатору не пожелал такой ситуации, но, я считаю, мы победили.

Не пиррова ли это победа?

Париж – Дакар – Гуково?

Противоположная ситуация сложилась в июле 2022 года в Гуково, на границе с тогда ещё не вошедшей в состав России ЛНР. Там воды не было. Совсем. Полив был, но вода моментально впитывалась в песок. На трассе было исключительно пыльно – это напоминало знаменитые пустынные гонки, а не этап чемпионата России по кроссу. В результате чуть не погибли двое судей, потому что судейские посты, как выяснилось, не обеспечивали защиту персонала: это были просто тракторные покрышки, набитые землёй. Да ещё и поставленные с внешней стороны поворота – значительно более опасной, чем внутренняя.

Один уазик в условиях очень слабой видимости (пыль) этот пост попросту переехал. Судьи, слава Богу, успели спрыгнуть. Гонку остановили, обвинив спортсмена в том, что он выехал за пределы трассы. Его соперники спросили, за что наказали спортсмена, и, по словам Дмитрия Кузнецова, получили ответ в духе «Как я сказал, так и будет». После этого весь зачёт уазиков отказался стартовать – и остался без очков за этап.

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Обращение спортсменов, источник Царьград

Кому предъявлять претензии – небесной канцелярии? Юго-запад России славится нестабильной погодой: сказывается близость к морям. Вопрос: почему же организаторы так упорно предпочитают подвергать гонщиков экстремальным, опасным испытаниям, лишь бы не использовать трассы куда более предсказуемого Урала с его континентальным климатом?

Алексей Филимонов, однако, видит в этом козни материально заинтересованных или спортивно обиженных завистников. В частности, он предположил, что к постановке нами острых вопросов мог быть причастен кубанский гонщик Дмитрий Душков.

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Челябинск. Трасса, которой нас лишили: хорошее покрытие, грамотно расположенный судейский пост. Фото: Юлия Неструева

«Если не нравится, иди в суд»

Что ж, это был хороший повод позвонить Дмитрию для уточнения подробностей. Душков несколько лет был фаворитом класса «Д3 Спринт», но завоевал лишь бронзу, уступив двум конкурентам на другом типе машин: перед чемпионатом организаторы слили между собой два совершенно разных класса. По словам Алексея Филимонова, это было сделано из-за исчезающе малого числа машин в «ДЗ Спринте». Хотели, вероятно, как лучше, а получилось как всегда. Рассказывает Дмитрий Душков:

– В последние годы действительно стало так мало участников в «Д3 Спринте»?

– Да. Но не из-за того, что машин нету, а из-за того, что так себя ведут организаторы. Люди просто перестали туда ездить.

Сейчас они сливают этот класс, чтобы совместить его с другим, а они совершенно несовместимы друг с другом. Там мотоциклетные моторы, а мотоциклетный мотор никогда не может стоять на одном уровне с мотором автомобильным. Новые машины легче и мощнее.

Более того, в прошлом году они ездили на моторах, которые не прописаны в регламенте. Там чётко прописано: 100 кВт – максимальная мощность. Если переводить в лошадиные силы, это чуть больше, чем 130. А они ездили на 150-сильных моторах. И на это закрыли глаза полностью. Есть в свободном доступе видео (смотреть с 4:05), где один из гонщиков прямо говорит, что в моторе – 150 лошадиных сил, это Suzuki GXR-750. А потом, когда на соревнованиях зашла речь о мощности мотора, он уклонился: «Да я не знаю, мы не понимаем».

В конце сезона все моторы вскрываются, в том числе наши автомобильные. А им сказали, что моторы новых машин вскрывать не будут, потому что технические комиссары не понимают, что с ними делать, как их проверять и измерять. Гонщикам достаточно было предоставить сведения о своих двигателях – но, насколько я знаю, и сведений они не предоставили.

– У вас что-то личное с Алексеем Филимоновым, почему он вас отдельно вспомнил?

– У меня был только один инцидент с Филимоновым. Это было в Гуково. Когда у нас был спорный инцидент на трассе, мы пришли с камерами в автобус, где сидят судьи, – они просто аннулировали мне заезд. Я пришёл туда, мою onboard-камеру посмотрели одни судьи, вторые судьи, и у них возникло мнение, что они приняли неправильное решение. Вызывают Филимонова. Филимонов приходит, на камеру не смотрит, судей не расспрашивает и говорит: «Я уже решил, обратного пути нет». Я говорю: «Подождите, вы хоть камеру посмотрите». Он ответил: «Если что не нравится, обращайся в суд». И ушёл.

Штрихи к портрету

Ярким штрихом к портрету бессменного главы Комитета кросса и ралли-кросса является скандальное видео, в 2019 году появившееся в Сети под названием «Пьяный советник губернатора посадил сына за руль». Там видно, что автомобиль, которым управляет совсем юный водитель, ехал на скорости 90 км в час по федеральной трассе М4. РИА Новости тогда констатировали, что член совета по организации безопасности дорожного движения при губернаторе Воронежской области Филимонов, равно как и областное ГУМВД, отказались комментировать произошедшее. В то же время в Telegram-канале местного издания «Подъём» появилось опровержение: правда, опровергает Филимонов главным образом то, что он якобы являлся советником губернатора.

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Качество видео плохое, но видно, что скорость весьма велика. Скриншот: Vk.com, «Аварии | ДТП | Воронежа»

Мы всё-таки задали Алексею Анатольевичу вопрос – годы прошли, можно и рассказать. Филимонов хорошо помнит эти события, но отвечает более чем уклончиво:

Ох, по старым граблям прошли. Была специальная проверка, нарушений у меня не нашли, никто не доказал, что я был в каком-то состоянии, меня не лишили прав, сына не привлекли к ответственности. Это была такая добрая инициатива друзей и людей, которые хотят, извините, на вентилятор понакидывать. Ну да, публичный я человек, опубликовали ролик, назвали меня советником губернатора и что я такой вот был наказанный. Но, к сожалению, почему-то меня не наказали.

Через месяц после скандала Филимонов покинул общественный совет при ГУ МВД и комиссию по безопасности дорожного движения, но не по дисциплинарным причинам, а в связи с истечением полномочий составов совета и комиссии. Расследование также прекратили в связи с истечением срока давности, «с водителем (каким из них? – Ред.) была проведена профилактическая беседа».

С ПДД у семьи вообще сложные отношения. Так, телеграм-канал «Андрей Иосифович Макин» опубликовал документы и информацию, что за неполных два года автомобили семьи Филимонова (его и жены Екатерины Сакуты) шесть раз попадали в ДТП сомнительного характера. Три страховых обращались в правоохранительные органы с просьбой тщательно расследовать эти и другие сомнительные ДТП, но местная полиция якобы приостановила эти дела – по крайней мере об их результатах никаких сведений нет.

Да что там ДТП, прямо на момент своего очередного переизбрания Алексей Филимонов является обвиняемым по уголовному делу (статья о мошенничестве) – к сожалению, судебное заседание в Ленинском районном суде г. Воронежа переносится уже более полугода. Дело почему-то рассматривается в закрытом режиме, а из находящихся в открытом доступе данных (постановление 1-133/2022) можно понять, что харизматичному автолюбителю вменяется «хищение автомобиля и автомобильного полуприцепа, принадлежащих ООО «Автолайн», а также покушение на хищение транспортных средств данного общества».

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Скриншот: сайт Ленинского районного суда г. Воронежа

Уголовное дело является логическим продолжением длинной цепочки разбирательств вокруг принадлежавшей не то А. Филимонову, не то его бывшему другу А. Никитину воронежской компании «Автолайн» (не путать с «Автолайн 136» супруги Филимонова). Вот, например, решение суда в пользу Никитина от 2019 года: «Признать недействительным решение от 24.07.2019 единственного участника ООО «Автолайн» о прекращении полномочий директора ООО «Автолайн» Никитина А. А. и наделении полномочиями директора ООО «Автолайн» Филимонова А. А.» Суд установил, что подпись Никитина на соответствующем документе была подделана… Кем – неизвестно.

Что с того?

Нигде в Спортивном кодексе не написано, что глава Комитета кросса и ралли-кросса должен быть святым, но эти и другие факты, имеющиеся в распоряжении редакции, как-то настораживают. В чём причина столь долгого кредита доверия руководства РАФ Алексею Филимонову? Почему на протяжении десятка лет руководство РАФ закрывает глаза на нарастающий ком проблем?

Раскол в русском автоспорте: кто предал спортивные принципы?

Ответ Российской автомобильной Федерации Царьграду, содержательная часть

Царьград отправил в Российскую автомобильную федерацию запрос относительно изложенных выше событий (вх. №17 от 16.01.2023). Уже по истечении предусмотренных Законом о СМИ сроков, а именно на девятый день вместо положенных семи мы получили ответ, в котором, в частности, предполагается «намеренное нагнетание ситуации» нашими журналистами. По сути же ответы на 9 вопросов оказались предельно уклончивыми: Федерация отрицает даже наличие конфликта (хотя налицо уже раскол!), «указывает» Филимонову на отдельные недостатки, но к деятельности его относится положительно, несмотря на признание конфликта интересов.

Здесь можно спорить буквально по каждому пункту, кроме оценочных (особенно слаб п. 9), но это повлекло бы за собой необоснованное увеличение объёма и без того немаленького текста. Общее содержание ответа – что сложившаяся обстановка полностью устраивает федерацию, и никто не собирается ничего менять, несмотря на очевидные нарушения, часть из которых приходится даже признавать вслух (пп. 5, 8). А те, кто задаёт неудобные вопросы, не хотят добиться истины, а «намеренно нагнетают ситуацию».

Интересно, что ответ подписан не кем-то из руководителей федерации, а советником президента РАФ Сергеем Ивановым, который недавно потерял должность исполнительного директора. Возможно, первые лица РАФ не сочли для себя возможным лично подтверждать поддержку нынешнего состава Комитета по кроссу и ралли-кроссу.

В Царьграде не носят розовые очки, мы понимаем все особенности национального спорта, но сейчас, в ситуации, когда этот спорт оторван от мира, когда каждое соревнование на счету, предавать интересы спортсменов во благо удобных функционеров – очень плохая идея.

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Поделиться:
Материал взят отсюда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *