Два человека погибли в результате крушения легкого самолета А-22 в Московской области. По информации очевидцев, самолет рухнул сразу же после взлета с аэродрома, расположенного в нескольких километрах от Рузы. На место происшествия направлены сотрудники оперативных служб и следственная группа. Что могло стать причиной катастрофы и были ли у пассажиров самолета шансы спастись — «МК» узнал у эксперта.
По информации МЧС, самолет А-22 Foxbat вылетел с аэродрома Ватулино в 15:03 в воскресенье и, не успев набрать высоту, разбился. Сразу же после столкновения с землей самолет загорелся.
В результате аварии погибли два человека, находившихся на борту самолета: пилот и пассажир. На месте происшествия работает следственная группа, которая устанавливает все детали происшествия. Пока идёт следствие, «МК» обратился к авиационному эксперту Алексею Иванову, который предположил, что могло стать причиной катастрофы.
— Я несколько раз пилотировал А-22 и раз десять сидел в кабине в качестве пассажира. Любители кстати чаще используют название «Аэропракт» — по фирме-производителю. Это поделка частной украинской фирмы, сверхлёгкий самолёт. Он в частности используется как тренажёр для начинающих пилотов-любителей. Чтобы после теории, тренажеров, планера попробовать себя в кабине настоящего самолёта, порулить. Всё в присутствии инструктора. Их ещё очень любят брать фотографы или просто блоггеры, которые хотят сделать несколько красивых кадров. В целом машина надёжная, на ней даже ставили несколько рекордов сверхлёгкой авиации. Но так-то это несерьезный самолёт, конечно, а скорее — баловство для любителей в разных аэроклубах. Баловство — потому что он высоко не взлетает. Так — покружить разве что, попробовать себя пилотом.
— Что могло стать причиной подобной аварии?
— Как правило, сверхлегкие самолеты и вертолеты бьются из-за разного рода халатности. Например, граждане выпивают перед полетом или их пассажиры угощают. К сожалению, такой у нас народ. Ни в коем случае не говорю, что здесь то же самое произошло. Но такое бывает сплошь и рядом. Известное правило есть, что самые опасные моменты полета — это взлет и посадка. Здесь что-то случилось на взлете — предстоит еще выяснить. Ошибка пилота, погоду не учел. Самолет очень легкий, он в сильный ветер летать не должен. Опять же — у нас граждане техникой безопасности сплошь и рядом пренебрегают. Ну и третья возможная причина — поломка самой машины. Отказ двигателя, например. Но тут уже надо углубляться в детали, а их пока что нет.
— Чем известен аэродром Ватулино, откуда взлетел самолет?
— Обычный аэродром малой авиации, использующийся разными коммерческими структурами. Вроде бы это ещё довоенной постройки аэродром из состава ПВО Москвы. За ненадобностью массу подобных объектов списали, их теперь по всей стране используют кто как. О каких-то жалобах на них не слышал, вроде раньше у них аварий не было. Инструкторов хвалили, особенно парашютисты. Так что здесь особо нечего сказать.
— Это далеко не первый случай подобных аварий за последнее время, по всей стране такое происходит. Совпадения или тенденция?
— Ну это как делается. Некий человек или семья или компания друзей покупают или арендуют самолет. Иногда — в складчину с еще парой компаний. Платят на техобслуживание, за ангар. Вот и скидываются. А раз не мое, то и следить не буду за состоянием. Такое, к сожалению, очень часто случается. В последнее время очень много появляется любителей, которым рановато за штурвал и вообще много людей, которые думают, что это веселое развлечение — почти что на машине прокатиться. Короче, возможности есть, а культуры у нас такой еще нет.