Научу математике и БДСМ: Учителя выгнали, вопросы остались
Скандал с увольнением преподавателя Московской центральной художественной школы Георгия Миррора, пропагандировавшего БДСМ, многожёнство и "абьюзинг", получил продолжение. Активные родители, выявившие извращенца, не считают этот инцидент недоразумением. Речь о симптоме болезни – случайно всплывшем признаке нового направления, по которому системно ведут МЦХШ её руководители: "актуальное искусство" по западным методичкам. Расследование Царьграда показывает, что цель этого движения – формирование у новых поколений художников и дизайнеров образного ряда и "душевного пространства", альтернативных традициям классического искусства и русского самосознания. И у такого поворота уважаемой школы есть заказчики.
Для начала напомним скандальную историю с Миррором, которую Первый русский телеканал Царьград недавно подробно осветил в телепередаче «Не могу молчать» с участием родителей, экспертов и самого «героя» скандала.
История вопроса
Итак: родители детей, обучающихся в Центральной художественной школе при Российской академии художеств, обнаружили на страницах соцсетей учителя математики старших классов Георгия Миррора (Заносова) ролики, фотографии и посты, на которых он пропагандировал сцены БДСМ. Миррор также рекламировал себя в качестве знатока и тренера абьюза («искусства» переходить личные границы человека с целью его подавления, унижения и господства над ним). Кроме того, всплыло, что этот «педагог» бравировал в Сети тем, что жил «шведской семьёй» одновременно с двумя «жёнами». Такой вот «джентльменский набор».
Фото: страница в Instagram Георгия Миррора/instagram.com/mirror_george
Ошарашенные родители оперативно организовали «группу реагирования, сделали скриншоты со страниц Миррора и направили их через электронный журнал в дирекцию школы с требованием отстранить извращенца от преподавания их детям и найти ему замену. На что получили ответ от завуча со ссылкой на замдиректора МЦХШ Антона Беликова, что «у школы нет юридических оснований для увольнения Георгия Миррора». Родителям было указано продолжать отправлять своих отпрысков на уроки учителя-оригинала под угрозой санкций за непосещение.
«Сказать, что мы были в шоке, – это ничего не сказать», – свидетельствует родитель-активист Михаил Раленко. Мама одной из школьниц Марина Королёва решилась тогда просто обратиться в полицию, в результате чего испуганного Миррора прямо из школы забрали в сопровождении заявительницы в участок, где у него были взяты показания, изъят мобильный телефон и проведена беседа. После чего Миррор вернулся в школу и написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Из комментариев в Instagram Георгия Миррора /instagram.com/mirror_george
Заявление от более чем 180 возмущённых родителей (с требованием проверить на соответствие занимаемым должностям замдиректора МЦХШ Беликова и директора МЦХШ Губанова) было отправлено во многие инстанции, в том числе в Министерство культуры, Роспотребнадзор, а также в прокуратуру.
Публикации об этом громком случае облетели масс-медиа, причём характерно, что абсолютное большинство их подавалось с характерными заголовками типа: «Родители затравили учителя за личную жизнь» – надо же, мол! Или же амбивалентно: дескать, с одной стороны, действительно, нехорошо педагогу выставлять такие вещи в открытых сетях, но с другой – имеют ли право родители и администрация контролировать «личное пространство» и даже странные «увлечения» учителя, если он «оставляет их за порогом школы»?
Пост из аккаунта БДСеМьи Георгия Миррора/instagram.com/ pr_mirror
При этом как под копирку приводился якобы похожий пример, когда учительницу из Барнаула уволили за фотографию в купальнике, размещённую в соцсети. Типовая медиареакция свидетельствует о том, что существуют некие неписаные, а, может, и писаные рекомендации для СМИ, как освещать подобные темы. То есть мы имеем дело с глубоко эшелонированной системной политикой в этом направлении. Начиная от «закрывания глаз» администраций учебных заведений и учреждений культуры на подобные «шалости» своих сотрудников, до того, как «купировать» периодически прорывающиеся общественные возмущения.
Кто ж её проводит? Вопрос нетривиальный. Давайте, пока не отвечая на него, посмотрим на «сопутствующие» факты. У Миррора, поменявшего зачем-то свою фамилию, обнаружился брат – Дмитрий Заносов, психиатр московского центра «Эмпатия» с характерным значком на своей страничке «ВКонтакте» – «ЛГБТ-friendly». В своём посте «Просто фашизм» этот дружелюбный к извращенцам психиатр возмущается законопроектом Елены Мизулиной («законом семи сенаторов»), защищающим традиционную семью. А именно – запретом для трансгендеров на усыновление детей в России. Заносов выражает «глубокую озабоченность предложенными инициативами от имени специалистов центра «Эмпатия».
Страница в Instagram Дмитрия Заносова – «ЛГБТ-friendly» – брата Георгия Миррора/ instagram.com/psychiatristonline
«Педагогический опыт» брата Георгия Миррора тоже весьма специфический: окончив в 2015 году МПГУ, он репатриировался в Израиль, где четыре года торговал косметикой и алкоголем в лавках, одновременно (по его словам) преподавая математику в частной вечерней школе. В общем, братья Заносовы – это «какие надо» братья. Разумеется, всё вышесказанное неподсудно – у нас страна свободная. Только вот в контексте всей истории с художественной школой предстаёт, увы, совсем не случайным.
А в чём, собственно, школа виновата?
Такой наигранно-наивный вопрос начали в сетевой переписке задавать от имени администрации родителям-активистам сразу после самоувольнения Миррора. Мол, ошиблись мы с ним, недоглядели, с кем не бывает – что же, вы всю нашу славную школу теперь хотите из-за этого ославить и перевернуть? «Нет, – отвечают в беседе с «Первым Русским» от имени родителей Михаил Раленко и Марина Королёва, – мы хотим, чтобы нашим детям преподавали классическое и современное искусство «традиционные» педагоги с традиционной этикой и эстетикой – в лучших традициях школы при Академии художеств».
Здесь есть сторона формальная и неформальная. В контексте первой ещё в 2019 году во все школы страны было разослано письмо Минпросвещения России и Общероссийского профсоюза образования «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». В нём, в частности, учителям рекомендовали воздержаться от публикации в соцсетях «информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей». Кроме того, существует статья 6.21 КоАП РФ «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», под которую вполне могут попадать публичные записи учителей в соцсетях.
Может, об этом не знает Миррор-Заносов, который «отважно» заявляет на всех углах, что намерен «защищать» свои «честь и достоинство» в суде, полагая, что его «личная жизнь в Сети никого не касается». Но уж администрация школы-то была обязана знать! И когда принимала на работу столь странного педагога (в Москве дефицит преподавателей математики?), и тем более, когда отказывалась его увольнять «за отсутствием оснований». «Георгий – никакой не маньяк, а просто человек, который хочет хайпа», – философски заметил журналистам замдиректора школы кандидат философских наук Антон Беликов. Нет, что-то здесь не так.
Фото: Личная жизнь экс-учителя математики Георгия Миррора, которая «никого не касается»/ открытая группа в Телеграм-канале «Переезжает»
Кому нужны художники?
МЦХШ на Крымском Валу – школа легендарная. Она была создана в 1939 году для художественно одарённых детей по образцу аналогичной школы при Ленинградской академии художеств, которая, в свою очередь, наследовала традициям Воспитательного училища при Императорской академии художеств.
Московская школа долгие годы служила базой для знаменитой Суриковки и располагалась изначально напротив Третьяковской галереи. Первые учебные программы составляли знаменитые советские художники – Константин Юон, Игорь Грабарь, Пётр Кончаловский. Из стен школы вышли многие талантливые и именитые ныне мастера. С обязательным минимумом средней школы здесь преподавали и преподают «профессию»: рисунок, живопись, скульптуру, композицию. Сейчас будущие художники учатся здесь с 5-го класса, поступают через творческий конкурс.
Здание МЦХШ / vk.com/Махл Рах
В общем, заведение это особое. А выпускники его – «товар штучный», люди, которые во многом определяют «художественно-образный ряд» страны, её визуально-концептуальную эстетику, которая напрямую связана и с этикой нескольких поколений. Не настолько прямо, как литература и театр, но весьма глубоко – на подсознательном уровне, в частности – через публичные дизайнерские решения (этот факт, как и краткий экскурс в историю, важен для понимания нынешней ситуации).
Всё это хорошо осознавали в ЦК КПСС, поэтому подобные творческие школы были под особым вниманием государства. После же обрушения Союза художникам, как и литераторам, предоставили самостоятельно выплывать в рыночном море, и МЦХШ, переименованная в «лицей» (МАХЛ РАХ), все девяностые уверенно шла «носом в пол»: мизерные зарплаты учителей, нищета, падение конкурса до нуля. Дело шло к превращению кузницы художественных кадров в обычную заштатную среднюю школу.
В начале нулевых и десятых годов лицей сотрясали скандалы, связанные с чехардой директоров. Но в какой-то момент материальные дела явно пошли на поправку: появился Совет попечителей со средствами, выросли зарплаты учителей, был обновлён ФОК с бассейном. Многие склонны связывать это с назначением в 2015-м сперва и. о., а затем и директором школы выпускника МАХЛ РАХ скульптора Дмитрия Губанова. Который, в свою очередь, взял в апреле этого года на работу в качестве заместителя директора по развитию среднего профессионального образования и реализации образовательных программ Антона Беликова. Но ещё задолго до этого назначения профессиональная учебная программа в школе начала плавно трансформироваться от классики в сторону «актуалки».
Из-за несогласия с новой творческой политикой уволился один из старейших преподавателей Александр Смирнов. В его защиту триста родителей подписали петицию, в которой, в частности, указывали, что Губанов назначил сразу семь заместителей с окладами в 4-5 раз больше, чем у преподавателей. Спрашивается: откуда у бедного лицея возникли такие средства? Неужто государство, в лице Минкультуры, в ведение которого передали лицей, вновь превращённый в МЦХШ, наконец, озаботилось подготовкой будущих художников? Ответить сложно, но факт есть факт: в элитную, но бедную художественную школу откуда-то пошли деньги. А они обычно выделяются под какие-то программы и требуют отчёта.
Западные акулы бизнеса консультируют русскую школу художников
В этом году в МЦХШ состоялось удивительное событие, правда, не связанное с творчеством. Консалтинговое агентство Bain & Company (входит в мировую «большую тройку» наряду, в том числе, с Boston Consulting Group, о деструктивной деятельности которой Царьград рассказывал ранее) в рамках «благотворительного» проекта pro bono провело анкетирование ряда преподавателей, администраторов и родителей для «разработки долгосрочной стратегии для Московской центральной художественной школы». Сие американское агентство со штаб-квартирой в том же Бостоне готовит и курирует глобальных бизнес-консультантов, работающих за астрономические гонорары. Более того, Bain & Company является «самой закрытой компанией большой тройки».
«Как правило, работа над такими проектами организована … параллельно с работой над основными коммерческими проектами. Но бывают и проекты, которые предполагают стопроцентную вовлечённость команды Bain, и проект с МЦХШ – один из них», – писала в соцсетях консультант московского офиса Bain & Company Татьяна Невинская. Консультанты, в частности, посоветовали увеличить объём платных услуг, повысить зарплату учителям, запустить «метапредметное обучение». Это в «надводной» части консалтинга. Что в «подводной», можно только догадываться. Как и о том, почему в принципе «акулы» глобального бизнеса так заинтересовались московской художественной школой. Неужто из-за любви к русскому искусству?
«Актуализаторы» искусства
В этом контексте весьма любопытны ключевые личности из администрации МЦХШ – директор Дмитрий Губанов и Антон Беликов, принимавшие на работу Миррора.
Первый – закончивший МГАХ им. Сурикова в мастерской Александра Рукавишникова – неплохой скульптор, сделавший, правда, совсем немного на этой стезе самостоятельно, вне творческих коллективов. Кроме немногих ранних реалистичных работ в его «багаже» такие специфические вещи, как «навигационные знаки в виде животных для микрорайона № 52 в Марфино» – непритязательные разноцветные зверушки на постаментах. А также постмодернистское «Распятие» (2018): фигура Христа на кресте с перерубленным пополам телом и жутким лицом. Скульптура стоит на выставке в Петербургской протестантской Анненкирхе, а также является постоянным участником передвижной выставки «После иконы», которую организует его подчинённый и, видимо, единомышленник Антон Беликов.
Пост в Instagram Георгия Миррора/instagram.com/anton_v_belikov
Последний – фигура ещё более любопытная. Прославившийся несколько лет назад акцией с обливанием краской фотографий выставки в Сахаровском центре, сочувственно изображавших укрокарателей и якобы за это уволенный из Суриковского института (институт опроверг связь двух этих событий), Антон долгое время ходил в крутых героях-патриотах. Ездил с лекциями в Донбасс, давал интервью патриотическим и православным СМИ.
Однако деятельность Беликова в качестве «православного вандала» (его собственное определение) с росписью аэрозольными баллончиками по трафаретам изображений Христа, Богородицы и святых в подземных переходах и на стенах, получила негативную оценку со стороны Церкви. Например, председатель экспертного совета Русской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин напомнил, что «каноны православия запрещают изображать святые вещи в нечистых местах, из каких-то бьющихся, стирающихся или разрушающихся предметов».
Выставки под кураторством Беликова «После иконы», на которых «концептуальные художники» представляют «новый язык, новую выразительность в современном христианском искусстве», тоже вызывают энтузиазм, мягко говоря, далеко не у всех православных. Так, очередная такая экспозиция, прошедшая в Зале церковных соборов при Храме Христа Спасителя в январе 2019-го, участниками конференции «Христианский образ и сакральное пространство» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете была единодушно признана «провокационной» и ни разу не «православной». А сопровождающий её «манифест» Антона Беликова назван «антихристианским, антицерковным, по сути иконоборческим».
Возникает естественный вопрос: а в какую сторону развивает школу её замдиректора по развитию профессионального образования? Кто спонсирует подобный «развивающий вектор», который можно нарядить в любые одежды, оставив направление?
Разнузданность сексуальная и творческая – одного поля ягоды
Искусство, в том числе «христианское», – конечно, вещь тонкая, и о нём можно иметь разные суждения. Однако некая общая «актуализаторская» и как бы «бунтарская» направленность новой администрации МЦХШ по отношению к канонам – что церковным, что классического искусства – налицо. Ниспровергатели прежних авторитетов, художники-бунтари – история давняя и, можно сказать, вечная. Только вот хорошо ли это для школы, где неоперившихся ещё творчески подростков учат азам живописи, графики и ваяния? Не ведёт ли ранняя «свобода творчества» к некоей душевной разнузданности? Нет ли прямых ступенек отсюда к «морально свободным» педагогам вроде Георгия Миррора?
Об этом «Первому Русскому» высказал своё суждение замечательный православный мастер, народный художник России, академик РАХ и выпускник МЦХШ Дмитрий Белюкин. Мы, к сожалению, были вынуждены несколько скорректировать его эмоциональную, пусть и вполне цензурную лексику:
То, что я увидел в интернет-роликах преподавателей МЦХШ, пришедших в школу в этом году, – это вообще за гранью. Таких персонажей раньше бы даже близко не подпустили к преподаванию: это всё равно что на званый обед, где все в смокингах, заявился бы какой-то бомж в обмоченных шортах. Но я хочу подчеркнуть, что разнузданность сексуальная и творческая – одного поля ягоды.
Растление творческой молодёжи, продолжает Белюкин, происходит не только подобными сетевыми роликами преподавателей, но и прививанием ученикам «искусства», не содержащего в себе красоты и света, высокого духа.
Никогда раньше в школе не было даже и намёка, что можно начинать пробовать себя уже в качестве художника – той самой разнузданности, которая оборачивается потом хамством на холсте. Научись рисовать натюрморты, пейзажи, портреты, а после школы, полагает Дмитрий Белюкин, «можешь хоть попой водить по холсту, если ты идиот или моральный урод». Уровень преподавателей – и профессиональный, и моральный был исключительно высок. То, что происходит сейчас, – элементарное нарушение этикета. Если у тебя другая «ориентация» как у человека или художника – катись из школы подальше!
Родители – молодцы, что подняли эту волну. Надеюсь, что она вразумит и дирекцию школы, и её кураторов, которые поймут, что нельзя ставить всё с ног на голову. А если не поймут – надо их всех менять.
Что с того?
Мы тоже хотели бы, конечно, «вразумления». Но есть большое сомнение, что проблема МЦХШ может решиться в этой моральной парадигме. Слишком по-разному понимают сегодня понятие «успех» по отношению и к образованию, и к творчеству. Если во главе угла стоит банковский счёт, то, конечно, неважно, какими путями он будет полниться. А деньги просто так не приходят, тем более – в некоммерческие школы. Их платят за «нужное направление», которое мониторят «кураторы».
Где они сидят? Думается, что в самых разных местах. Например, в том же Минкультуры, Минпросвете (бывшем Минобре), внутри которых давным-давно выстроены скрытые, но очень эффективные системы продавливания нужной политики. Кому нужной? Во всяком случае, не национальной традиционной России с её православными идеалами. За это точно не будут «вписываться» ребята из Бостона!
Возможно, и даже наверняка представители «кураторов» есть и в Совете попечителей школы. Возглавляет его весьма уважаемый респектабельный финансист с кучей регалий и наград – член российского Национального банковского клуба и британского Реформ-клуба, председатель Российского финансово-банковского союза Олег Прексин. Под его ли эгидой школу консультирует Bain & Company? Мы не можем этого утверждать, но вряд ли это случилось без его согласия.
Мы пока что не знаем доподлинно, как и по чьей рекомендации генеральным директором Совета стал театровед Андрей Лучин. Он возглавлял несколько лет Театр кукол имени Образцова и после громкого судебного скандала в 2012 году получил вместе с супругой, работавшей экономистом в театре, пять лет условно за хищение 12 миллионов рублей. Лучин – креатура «серого кардинала» нашей культуры могущественного Михаила Швыдкого. Так что думайте сами, откуда и куда тянутся ниточки кураторов и заказчиков.
А Георгий Миррор, с которого мы начали статью, похоже, просто «прокол» в системе, работающей обычно гораздо тоньше и незаметней. Точнее – в антисистеме. Распознать и обезвредить её совсем непросто.
Недаром один восточный мудрец сказал – «самое грозное оружие то, что скрыто в тумане». Но у национальной России нет другого пути, как распутывать эти тонкие нити. Если не хотим потерять своих детей в этом тумане навсегда.