В выходные в Питере произошло грандиозное событие с далеко, как мне видится, идущими последствиями.
«На 175-метровых флагштоках, установленных на береговой линии у парка 300-летия Санкт-Петербурга, подняты Государственный флаг Российской Федерации, флаги СССР и Российской империи. Торжественное мероприятие приурочено к датам учреждения каждого из флагов: 330 лет — триколору Петра Первого, 100 лет — Красному Знамени и 165 лет — флагу Российской империи», — говорится в официальном сообщении по поводу состоявшейся в акватории Финского залива церемонии, участие в которой принял президент России Владимир Путин.
Мероприятие, организованное ПАО «Газпром» (Путин наблюдал за происходившим с воды в сопровождении генерального директора «Газпром Лахта» Елены Илюхиной), было весьма пафосным и красочным. На установленной в Большом амфитеатре Лахта-центра сцене располагался Национальный Филармонический Оркестр России под управлением Владимира Спивакова, исполнивший совместно с хором Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга «Гимн Великому Городу» из балета «Медный всадник» Глиэра. Актёр Егор Бероев декламировал Пушкина. В общем, всё прошло на высшем уровне.
Тем не менее, прошедшее событие вызвало новую волну споров о том, по какому пути должна идти России, какой «проект» выбрать в качестве ориентира — «красный», то есть советский или белый, сиречь имперский? Что ж попробуем ответить.
Когда-то мудрец Конфуций сказал (а может быть, и не говорил, но мысль всё равно верная), что «миром правят не слово и закон, а знаки и символы». И в этом смысле продемонстрированное триединство главных символов Государства Российского различных исторических эпох пришлось, как нельзя кстати, с учётом особенностей нынешнего без всякого преувеличения судьбоносного для нашей Родины момента.
Современный российский триколор, ведущий историю ещё от «флага царя московского», поднятого в августе 1693 года на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» во время плавания Петра I в Белом море во главе отряда военных кораблей, построенных в Архангельске, став затем символом российской морской торговли, за возможность ведения которой царь Пётр и боролся с турками и шведами, символизирует собой начало осознания Россией себя как мировой державы.
Под чёрно-жёлто-белым стягом Российской империи, отражающим её гербовые цвета (чёрный орёл на золотом поле), была одержана не одна славная победа, в том числе и в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, проведены великие преобразования Александра Второго, отменено крепостное право.
Красное знамя СССР стало символом нашей Победы в Великой Отечественной войне, выдающихся достижений в мирное время — космос, наука, искусство, спорт — и строительства первого в мире по-настоящему социального государства с гарантированным всеобщим средним образованием, бесплатным медицинским обслуживанием и отсутствием безработицы.
Да, каждая из этих эпох имеет также и свои негативные стороны, но в том-то и смысл, чтобы научиться извлекать уроки из прошлого, не отрицая его полностью, а набираясь лучшего от каждого из исторических периодов.
Потому-то церемонию, прошедшую у Лахта-центра, можно считать символической сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, поднятие одновременно всех трёх флагов государств, существовавших на территории исторической России, является наглядной демонстрацией неразрывности нашей истории и понимания того, что и РИ, и СССР, и РФ — всё это различные инкарнации русского национального государства, которое никогда не прекращало быть великой империей, практически, со дня своего основания.
Во-вторых, этот зримый образ — призыв к окончанию бессмысленных споров между «красными» и «белыми», к принятию самих себя, пусть внешне таких разных в различные исторически периоды, но всё же по-прежнему единых в главном — в понимании роли и места России в мировой истории.
И в-третьих, это сигнал нашим врагам как внешним, так (и даже в первую очередь) внутренним. Сигнал освобождения России от навязанного Лениным, а затем поддержанного в 1990 году по инициативе Ельцина Съездом народных депутатов пониманием национального русского государства как страны в искусственно очерченных границах РСФСР.
Отныне Российская Федерация становится (по крайней мере, на уровне амбиций) тождественна большой, Великой России, возвращая свои исторические земли, но главное — собирая воедино осколки русского народа, оставшиеся за пределами РФ после развала СССР. И только такая Россия, очнувшаяся и воспрянувшая, может занять достойное место в мире и на самом деле предложить этому миру нечто, что может стать альтернативой как западному, так и восточному проекту.
Как верно подметил вице-премьер российского правительства Андрей Белоусов, Россия может стать хранителем традиционных ценностей. Ценностей западной христианской, европейской цивилизации, от которой на Западе отказались. Предложить миру теорию и практику «модернизированного консерватизма». И обращаясь лицом на Восток, точнее к Глобальному Югу, не изолировать себя от Запада (у российского орла, как известно, две головы), но давать надёжу сохранившимся там здоровым силам на возможность иного, «незападного», в нынешнем понимании, пути развития.
Но для этого мы должны вновь обрести силу. Силу империи. Силу, которая во все времена черпалась из великих задач и смелых замыслов. А иначе, как заявил профессор МГИМО Андрей Безруков, если мы не поставим перед собой новые грандиозные цели, сравнимые со сталинской индустриализацией, и не построим за 10—15 лет «наше независимое от англосаксонского и китайского блока технологическое и экономическое пространство», нас сомнут.