Депутат Госдумы РФ Денис Парфёнов: «Бремя несёт народ, а олигархи обделывают свои делишки. Пока картина именно такая и принципиально она не меняется»

 Депутат Госдумы РФ Денис Парфёнов: «Бремя несёт народ, а олигархи обделывают свои делишки. Пока картина именно такая и принципиально она не меняется»

В январе 2023 года в бюджете страны оказалась рекордная с 1998 года дыра — дефицит около 1,76 трлн рублей (при 1,35 трлн доходов и 3,11 трлн расходов). Ранее профицит января-ноября 2022 года, о чём с гордостью докладывали чиновники весь прошлый год, испарился в декабре, образовав дефицит. Вероятно, дело в том, что на фоне возрастающих военных расходов, существенно просели доходы от нефти и газа после введения «потолков цен» и прочих санкций.

При этом для латания этой дыры в казне уже привлекаются годами копившиеся «кубышки» — в начале года Минфин направил 38,5 млрд рублей из ФНБ на эти цели, продав 2,3 млрд юаней и 3,6 тонны золота. А также в СМИ пишут, что правительство может попросить помощи у Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в простонародье называемого «профсоюзом олигархов», чтобы те выделили совокупно около 200 млрд руб. в виде разовой помощи. Переговоры еще идут, но в любом случае ясно, что ни 200 млрд, ни 38,5 млрд не покроют всего дефицита. Уже появляются прогнозы, что ФНБ такими темпами испарится за год-два.

Как объясняет депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Денис Парфенов, даже при самых оптимистичных прогнозах на 2023 год, ФНБ должен похудеть примерно на 2 трлн руб. А если прогнозы будут хуже, то, может быть, и суммы понадобятся более крупные. А когда закончится Фонд — что тогда? Покрывать дефицит за счет продажи ресурсов уже вряд ли получится с таким же успехом, а постоянно наседать на олигархию власти не станут. «Шеф, все пропало» или еще нет? Об этом Денис Парфенов рассказал в беседе с Накануне.RU.

— По предварительным данным Минфина, в январе образовался рекордный дефицит бюджета — что пошло не так?

— Фракция КПРФ предупреждала Минфин при рассмотрении бюджета-2023, что те показатели, которые туда заложены, не вполне отражают реалии. В общем-то доходы представляются чрезмерно оптимистичными, потому что для их хоть сколько-нибудь стабильного роста нет никаких предпосылок, скорее, наоборот — мы видим, что ситуация с развитием импортно-экспортных процессов достаточно нестабильная, доходная база подорвана и усилиями наших западных контрагентов продолжает подрываться. С первых месяцев нового года все это и начало проявляться.

Может, пока рано бить тревогу и кричать «Шеф, все пропало!», потому что в январе действительно может переходить часть бюджетной росписи как бы с предыдущего года, из-за чего расходы могут быть выше обычного. Но даже если сделать поправку на эту роспись, все равно там будет без малого триллион превышение норматива. И ситуация достаточно непростая. Судя по всему, она, может быть, не так быстро, как это проявилось в январе, но все-таки будет иметь тенденцию к постепенному усугублению просто потому, что общая экономическая ситуация не благоприятная, в промышленности ситуация тоже по итогам минувшего года достаточно плохая — мы увидели рост по отдельным отраслям (сельское хозяйство, строительство), но, например, автомобилестроение отвалилось более, чем на 60%. И это не единственная отрасль, в которой есть проблемы.

Судя по всему, собираемость доходной части будет сокращаться, а расходы будут расти, учитывая и военные мероприятия, и необходимость выстраивания новых логистических цепочек, и необходимость вложений в инфраструктурные проекты, в новое производство, если Россия планирует в будущем какие-то доходы дополнительные иметь. Так что этот разрыв между доходами и расходами будет иметь устойчивую тенденцию к росту.

— Если Минфин предупреждали — что они ответили? У них был какой-то план?

— Да, их предупреждали, но понимаете, в чем дело — у нас же дискуссии с правительством носят достаточно специфический характер — мы наши экспертные соображения до них регулярно доводим, но они так или иначе отнекиваются, считая, что именно их подход должен быть во главе угла. Понятно дело, они имеют на это право, другой вопрос, что они должны тогда и ответственность нести соответствующую. А этого пока не прослеживается. Мы, скорее, видим желание уйти в сторону и сделать хорошую мину при плохой игре.

Они будут, естественно, искать способы, как выбраться из этой ситуации, и один из путей — это дальнейшее обесценивание национальной валюты по отношению к валютам иностранным. Думаю, они пойдут на ползучее девальвирование рубля просто потому, что это такой вот один из излюбленных способов получения валового объема рублевых доходов, плюс нужно понимать, что это до сих пор выгодно экспортно-сырьевой олигархии. И если на резкий обвал они не пойдут, потому что это все-таки достаточно остро воспринимается населением, то ползучую девальвацию, я думаю, они будут проводить, и постепенно стоимость тех же доллара, евро будет повышаться.

— При этом Минфин в январе направил 38,5 млрд рублей из ФНБ на финансирование дефицита бюджета, продав для этого 2,3 млрд юаней и 3,6 тонны золота. Эта мера адекватна ситуации?

— ФНБ в любом случае будут расчехлять в обозримой перспективе. Даже по итогам прошлого года, когда рассматривался бюджет, было понимание, что в этом году при тех — я подчеркиваю — оптимистичных прогнозах и показателях, которые заложены в действующем проекте, более чем на 2 трлн ФНБ должен был похудеть. Сейчас, на 1 февраля, он составляет примерно 10,8 трлн руб., и вот посчитаем — если при оптимистичных прогнозах он уменьшается примерно на 2 трлн, а я полагаю, что у нас есть все основания, что на самом деле дефицит будет значительно больше, может выйти на уровень 4 и более трлн руб. — вот такими темпами за 2-2,5 года при действующих объемах резервов идет их полное исчерпание. И что тогда через 2-3 года делать? Совершенно непонятно. Поэтому ситуация крайне неприятная.

При сохранении прежней экономической политики, а она во всех основных чертах осталась такой же, какой она была и до начала СВО, вы не получите даже прежнего результата просто потому, что обстоятельства изменились и старая колея ни на какие новые рубежи, естественно, не выведет.

— Эксперты также говорят, что из ФНБ изъято обезличенное золото, и исчисление ведется в долларах, поэтому при падении курса рубля это золото в рублях становится дороже. Это еще одно подтверждение, что государству может быть выгодно падение курса рубля?

— Да, так и есть. Нам не сильно легче от того, что золото обезличенное, мы должны понимать, что если запахнет жаренным, правительство начнет реализовывать и физически золотые резервы. Другое дело, что даже эта мера имеет, во-первых, крайне ограниченный эффект, а во-вторых, нужно понимать, что если бы всерьез боролись за то, чтобы наполнить казну или поправить экономику, есть вспомнили про ряд других мероприятий, которые можно было бы осуществить, но просто правительство сознательно на них не идет.

Если вы посмотрите, у нас более 200-250 млрд долларов — это отток капиталов за минувший год вместе с 300 млрд замороженными резервами, которые Запад фактически конфисковал, я не знаю, что должно произойти, чтобы мы имели хоть какой-то шанс снова увидеть эти деньги, я убежден, что мы их больше не увидим никогда, — вот около 600 млрд долларов, это сумасшедшие деньги, сопоставимые не просто со всем федеральным бюджетом, это могло бы решить большинство социальных проблем, которые сейчас остро перед страной стоят. Но, тем не менее, отток капитала продолжается, правительство не идет на ограничения, а альтернативные варианты, которые предлагаем и мы как коммунисты, и другие политические силы, оно тоже не хочет использовать.

Сколько уж мы говорим о необходимости введения прогрессивного налога на доходы богатых? По-моему, уже плешь проели — нет, стоят насмерть, не хотят принимать эту меру. Сейчас начали рассуждать о том, что для тех, кто уехал из страны, вроде как, надо до 30% поднять НДФЛ, но у нас есть сотня сверхбогатых людей, которым если сделать налоги на доходы на уровне хотя бы среднеевропейском (я уж не говорю про те страны, где под 70% с них дерут), хотя бы на уровне чуть больше 40%, — уже многие проблемы с наполнением бюджета можно было бы решить.

Но не хотят, потому что наступать на интересы крупного бизнеса, олигархии — это значит ссориться с «хорошими людьми», которые слишком близки к действующей власти и составляют основу господствующего класса. С ними власть поступает, как правило, очень бережно.

— И тем не менее правительство попросило у РСПП 200 млрд рублей в качестве разовой помощи…

— Сама идея того, что, наконец, решили хоть немного пощипать бизнес — это, конечно, правильно, потому что крупные олигархические структуры не бедствуют, и у них-то как раз жировая прослойка есть, в отличие от того же малого бизнеса, участь которого в нашей стране, мягко говоря, не очень завидная, их и так уже поборами и налогами замучили. Так вот то, что им предлагают немного поделиться — это правильно, другое дело — что такое 200 млрд рублей? Когда речь идет об одном человеке или предприятии, кажется, что это много, но в масштабах всего государственного бюджета, где на отметку порядка 30 трлн выходят доходно-расходные показатели, 200 млрд как-то теряются и радикально картину не меняют.

Да, это, может быть, поможет пару каких-то конкретных мероприятий осуществить, но на ситуацию в целом это не повлияет, и нужно понимать, что если уж правительство действительно задумалось более-менее серьезно над тем, чтобы как-то приобщить бизнес к тому бремени расходов, которые несет страна, то делать это надо не в час по чайной ложке, а всерьез и по полной программе. В том числе и меняя систему налогообложения, и найдя в себе смелость, наконец, поступиться интересами тех людей, которые являются, что называется, «особами, приближенными к императору», потому что иначе это будет несущественной мерой.

— То есть, если и просить 200 млрд руб., то не в качестве разовой помощи, а систематической?

— Конечно, потому что единовременно вносимые суммы тут же уйдут в определенные статьи расходов — и все. А процессы, связанные с нарастанием определенных проблем в экономике, пока имеют только тенденцию к развитию и в этом смысле нужно создавать именно постоянные источники наполнения госказны, а это можно сделать только при изменении системы налогообложения в сторону того, чтобы крупный бизнес и олигархи платили больше. А не то что они разок скинутся, а потом будут везде говорить с напыщенным видом, что вот мы приняли участие, мы тоже несем бремя. Это чушь собачья.

Бремя несет народ, а олигархи обделывают свои делишки. Пока картина именно такая и принципиально она не меняется.

— Судя по последним событиям — «потолку цен», санкциям и прочему — продавать ресурсы становится все сложнее, в таком случае что еще нужно делать, когда закончится ФНБ?

— Нужно понимать, что нынешняя экономическая система в принципе глубоко порочна. Просто хочу напомнить, что наша страна в результате 1990-х годов была затащена в мировую капиталистическую экономику на незавидных правах сырьевого придатка, и мы в этом качестве и остаемся все эти 30 лет. Поэтому у экономики, которая на таких вот правах находится в международном разделении труда, будущего нет, потому что это серьезно искажает пропорции и структуру экономической системы, из-за этого начинает отмирать наука, выскотехнологичное производство скукоживается до очень узкого сегмента, а сидеть вечно на ресурсах невозможно — вот международная обстановка обострилась, и все, уже мы видим глубокие системные проблемы.

При сохранении прежнего курса функционирования экономики, при тех же подходах Центрального банка, финансовых властей, экономических ведомств мы придем к катастрофе. И нужно понимать, что понадобятся снова решительные меры, как в 1998 году, когда в результате тяжелого экономического кризиса лево-центристское правительство оттаскивало страну от края пропасти — видимо, снова потребуется участие левых патриотов во власти, чтобы страна просто в экономическом смысле не развалилась. Другое дело — а насколько власть к этому готова? У меня нет ощущения, что они готовы к тому, чтобы наступить на горло собственной песне.

— И этот дефицит бюджета стал новым антирекордом, сравнимым с 1998 годом. Но ведь у нас не 1998 год на дворе? В чем отличия?

— Есть и отличия, а есть и схожие моменты, потому что, опять же, когда шло обсуждение проекта бюджета в минувшем году, могу сказать, что даже устами представителей правящего режима озвучивались довольно интересные вещи. В частности, было сказано, что есть все основания полагать, что уже в этом 2023 году можно ожидать достаточно серьезный кризис мировой экономики. То есть тяжелый кризис капитализма уже ожидается и экономистами, и представителями действующей власти, и естественно, самым активным образом это скажется на России.

Мы, как и 100 лет назад, когда Российская империя была слабым звеном капиталистической экономики, снова этим слабым звеном оказались.

Поэтому кризис будет углубляться, мировая рецессия будет нарастать, нас этот процесс не минует в условиях достаточно жестких международных санкций, разрыва логистических цепочек — а новые созданы лишь отчасти и далеко не везде, уже без горькой усмешки нельзя читать новости, когда говорят, что нам не хватает то упаковки для молочных продуктов, то, оказывается, не хватает оболочки для колбасы. То есть мы еще недавно покоряли космос, а теперь у нас оболочки для колбасы не хватает? Стыдно просто.

Нравится это кому-то или нет, но самые действенные меры, которые сейчас могли бы дать наибольший эффект, они прописаны в программе коммунистов, это вещи, связанные с национализацией, с плановым управлением производством, с введением определенного рода социальных гарантий, которых сейчас недостаточно. А я напомню, что одна из главных проблем в экономике — это очень сильная недофинансированность труда, то есть зарплаты слишком низкие, поэтому у населения нет денег, чтобы приобретать отечественную продукцию и поэтому нет простора для развития производства, потому что просто нельзя развивать производство там, где у тебя ничего не купят. А чтобы народ покупал, ему нужно нормальную зарплату платить.

В общем, целый ряд мер, которые в том числе КПРФ предлагает, они уже назрели просто объективно — это не вопрос чьих-то «хотелок» или какой-то идеологии — это просто требование времени. Но, опять же, правительство просто отнекивается от этих уже назревших и перезревших вещей и рассчитывает с помощью старых методов все как-то более-менее утрясти. К сожалению, я уверен, что это не даст того эффекта, на который рассчитывает действующая власть. Ничего само собой не наладится. Экономикой нужно управлять и делать это всерьез, но это будет означать наступление на интересы олигархов и крупного бизнеса, а прижимать его у нас пока не готовы.

Материал взят отсюда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *