Битва за Херсон и Энергодар не окончена

 Битва за Херсон и Энергодар не окончена

Херсонская область имеет стратегическое значение — это один из крупнейших аграрных регионов, основа сухопутного коридора в Крым. Там же берёт начало и Северо-Крымский канал. Поэтому борьба за него предстоит серьёзная — как на фронтах войны, так и на организационных и хозяйственных фронтах. Здесь Россия ещё далека от успехов.

Первый «контрудар» Киева по позициям РФ в Херсоне был нанесён в сфере газовой инфраструктуры. Пару недель назад украинская ГТС остановила транзит газа через ГИС «Сохрановка» и компрессорную станцию «Новопсков» в Луганской области. И это более серьёзный шаг, чем просто попытка срезать «Газпрому» европейские поставки.

Дело в том, что через компрессорную станцию «Новопсков» российский газ транспортировался по экспортному газопроводу в Молдавию-Румынию, а оттуда через ответвление он подавался в региональную газовую сеть Николаевской области, откуда затем подавался и в Херсонскую область. Киев, перекрывая подачу газа на подконтрольные РФ территории, добивается возникновения дефицита топлива.

В частности, 26 мая стало известно о повторном отклонении заявки «Газпрома» на транзит через ГИС «Сохрановка», о чём сообщал официальный представитель компании Сергей Куприянов.

Решаться проблема с «голубым топливом» будет за счёт поставок газа из Крыма. Здесь стоит напомнить, что добываемого на самом полуострове газа уже недостаточно. Там его добывается около 1,8—2 млрд. в год, а по причине активной газификации региона потребление уже приближается к 3 млрд. кубометров в год. Для восполнения дефицита в 2016 году был введён в эксплуатацию газопровод «Краснодарский край — Крым».

Заявленных мощностей трубопровода на уровне 4 млрд. кубометров в год должно хватить на обеспечение газом и Крыма, и Херсонской и даже Запорожской области. Регион, благо, сельскохозяйственный и не столь густонаселённый. В Херсонщине до войны проживало порядка 1 млн. человек, а с учётом оттока населения счёт пойдёт на сотни тысяч. Значит, снизится и потребление газа, которое до войны составляло около 400—450 млн. кубов в год.

Однако за красивой арифметикой зреет серьёзное испытание для крымского начальства в лице Сергея Аксёнова, у которого уже были серьёзные проблемы с вводом в эксплуатацию Балаклавской и Таврической ТЭС — сроки реализации стратегического объекта неоднократно срывались. А в текущей ситуации время самый редкий и ценный ресурс: от оперативной перенастройки газовой логистики зависит вопрос налаживания социально-экономической жизни.

Не менее простая ситуация с электроэнергией. Этот вопрос полностью завязан на Энергодар, где расположена Запорожская АЭС. Тут Крым уже не поможет — несмотря на ввод в строй двух ТЭС полуостров остаётся энергодефицитным и периодически запрашивает ток у Краснодарского края. Поэтому энергоснабжение российского Юга Украины будет полностью завязано на Запорожскую АЭС.

Такой расклад превращает в заманчивую мишень для украинских диверсантов объекты энергетики и газовой инфраструктуры: причём не только в Запорожской и Херсонской областях, но в Крыму и Краснодаре. Отныне безопасность объектов электроэнергетики и газопроводов требует повышенного внимания.

Между тем, Киев уже ведёт в Энергодаре диверсионно-подрывную работу. В частности, 22 мая на мэра российской администрации Андрея Шевчика было совершено покушение — благо, неудачное. Неизвестные установили взрывчатку в электрощитовой подъезда дома, где он проживает, и дистанционно привели взрывное устройство в действие.

В целом в области активизируются «спящие» ячейки СБУ, заряженные на теракты и провокации. Они уже успели себя проявить — имели место и убийства пошедших на сотрудничество с РФ и попытки терактов, не говоря о налаженной пропагандистской работе: расклеивание листовок и нанесение изображений украинских флагов на стенах зданий и т.п.

На фоне этих вызовов в Херсонской области сформировалась нехватка кадров — от исполнителей до управленческого звена. Особенно тяжёлая ситуация в сфере ЖКХ: не хватает мастеров, электриков, сантехников, сварщиков — рабочих рук в принципе, без которых трудно наладить мирную жизнь. Схожая ситуация и в Мариуполе. Решить проблему власти пытаются через ЛНР и ДНР — специалисты разного профиля привлекаются оттуда. Однако дефицит кадров сохраняется.

И самое главное — катастрофа с логистикой. На границе Херсонской области с Крымом образовались многокилометровые пробки из фур и грузовиков. Если проблемы в энергетике и в сфере безопасности являются следствием непростой обстановки, то ситуация с транспортом абсолютно рукотворная. И хотя о большом грузопотоке между областью и полуостровом эксперты предупреждали ещё месяц назад, ответственные структуры так и не сработали на опережение, руководствуясь принципом «решения проблем по мере их поступления».

Виной хаоса на «границе» являются импровизированные таможни с длительными досмотрами, будто Херсонщина — это по-прежнему Украина. Они привели к параличу перемещение всех гражданских грузов, что особенно актуально в свете сезона урожаев. Херсонская область, помимо того, что была одним из главных зерновых регионов Украины — ещё и черешневый край, сезон сбора которой близится. Если продукцию не вывезти через Крым — она пропадёт. В самой области сейчас наблюдается тотальный дефицит широкого ассортимента продукции, и закрыть его сейчас спешат крымские коммерсанты.

Водители фур и фермеры, везущие свои продукцию через границу, пишут о том, что грузовые и легковые автомобили проходят через «границу» в одном потоке. Мощностей КПП критически мало, не хватает и работников таможни. Ситуация требует радикального решения в виде организации дополнительных пунктов пропуска. Кроме того, не ясен статус железной дороги, соединяющей Крым и Херсон. Она используется только для перемещения военных грузов, но выделение хотя бы некоторого количества мощностей под гражданские грузы — могло бы существенно снизить поток фур и грузовиков.

Материал взят отсюда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector